вторник, 23 июня 2015 г.

Тайна желания

Сколько раз слышишь про современных школьников и подростков: "Да они ничего не хотят. Им ничего не интересно. Их только и делаешь, что заставляешь".

Что правда, то правда. Чем больше меня в свое время заставляли ходить в музыкальную школу, тем ненавистнее мне становился вид пианино. После того как я все-таки бросил туда ходить, мне потребовалось 10-15 лет, чтобы немного реабилитироваться и снова подойти к инструменту. 

Мотивация это сделать пришла достаточно спонтанно - я услышал, как кто-то задорно играет песенки из "Трех мушкетеров". И тут что-то во мне произошло, я понял, что играть можно не гаммы и не этюды, а то, что хочется! И открыл пыльную крышку инструмента. 

Понадобилось еще несколько лет, чтобы "школьное" послевкусие окончательно выветрелось из моего сознания, и тогда я уже стал играть в свое удовольствие - то, что хочется, когда хочется и сколько хочется. А хотелось много.

В чем тайна мотивации? Почему дети, да и взрослые, ничего не хотят? Потому что вокруг них намеренно создана система, которая убивает мотивацию. Мотивация рождается спонтанно. Ее нельзя запланировать. Желание как искра загорается внезапно от соприкосновения сознания с чем-то непреодолимо зовущим. Как ни печально, мотивацию очень легко убить, но создать невозможно. Она, как любовь, нечаянно нагрянет. 

Можно только создать условия, чтобы она появилась, а точнее, не разрушать условий, в которых она рождается. Инициатива человека здесь в пассивности. Мы должны НЕ нарушать того, что для человека естественно - интересоваться миром, хотеть узнавать. 

Чтобы не разрушить хрупкую среду, в которой произрастает мотивация, нужно две вещи: показывать и ждать. Показывать человеку то, что достойно подражания, жить рядом с ним полной жизнью, но никоим образом на него не давить, чтобы он воспроизводил то же. Читая ему книжку, не нужно требовать от него чтения; нужно ждать, пока он сам этого не захочет. Играя на пианино, не нужно требовать, чтобы он выучил ноты; нужно ждать, пока он не ткнет пальцем в ре диез и не спросит: "А что это такое?" 

Когда мы показываем и ждем, мы как бы приглашаем человека исследовать дальше. Но это не значит, что мотивация возникнет. Иногда сколько ни читай ребенку, он все равно пойдет играть в футбол. Мотивация, зарождение желания - это тайна. Никто не знает, когда и как она придет. Возможно, ему нужно отыграть в футбол несколько лет, чтобы потом как-нибудь застыть перед картиной Айвазовского и сказать: "Вот это да. А как он нарисовал такую воду?"

И он придет домой и, взбудораженный этой идеей, начнет пробовать рисовать. И он будет рисовать день и ночь. Его не нужно будет заставлять. Его нельзя будет оторвать от рисования, чтобы он поел как следует. Это тайна желания. Его легко убить, его невозможно создать, но ему можно не мешать. 

И тогда человек начинает хотеть. А когда мы чего-то хотим, мы счастливы. Вот как Вета, моя 14-летняя дочь, которая осваивает разные техники рисования, хотя ее никто об этом никогда не просил. Попробуй ее оторвать от рисования... Да и не хочется. Судите сами.









Комментариев нет:

Отправить комментарий