понедельник, 1 июня 2015 г.

Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому.

Очень часто слышу призывы к верности и преданности своему делу/служению/пути и все же чувствую, что здесь есть некоторая несуразица. Точнее, в таких призывах смешиваются два совершенно несовместимых типа мышления. Быть верным и преданным хорошо, но чему и когда?

За последние десять лет я слышал много историй о том, как люди «сгорели» в служении. Пришли в церковь, им вручили служение, заметив их дары, и они его верно несли. Много лет. Потом все рассказы как под копирку – вдруг пришло осознание, что:

1)      Я не могу жить без этого служения. Схожу с ума, если этим не занимаюсь. Это стало смыслом жизни.
2)      Я был верен, хотя и делал то, чего внутренне не хотел. Я делал это «как для Господа». Но со временем я понял, что, по сути, это никому не нужно.

Как часто человеку внушается, что верность в служении это когда ты делаешь то, что должен, даже если ты этого не хочешь. Звучит благородно. Правильно. В реальности же это путь исполнения правил, а не путь жизни. Если человек решил научиться игре на фортепиано, он должен преодолевать некоторые трудности. Оставаться верным, даже если порой играть гаммы не хочется. Но он всегда знает, зачем он это делает.

Когда человек 20 лет несет служение, он далеко не всегда понимает, зачем он это делает. Часто мотивация ограничивается мыслью: «Я это делаю, просто потому что Бог заповедал быть верным, и это правильно», но это неправильно. У любого служения должен быть плод. На пути к плоду всегда есть трудности, но человек должен знать, к чему он идет.
Король не может быть голым. Нельзя 20 лет проповедовать в церкви, мотивируя себя лишь тем, что «так должен поступать верный христианин». Если это единственный мотиватор, то король, увы, голый. Проблема в том, что при таком сценарии человек действует по правилам, а не по жизни во Христе.

В каком-то смысле гораздо проще тянуть лямку верности, чем остановиться и понять, что Бог говорит тебе. Но надо остановиться. Бог начнет говорить, и мы поймем, что Он говорит. Его слова могут быть самыми неожиданными. Он может сказать: «Не ходи сегодня на собрание, а пойди помоги маме копать картошку». Или: «Перестань петь в церкви одни и те же песни 20 лет подряд, ты ведь знаешь, что это никому не нужно. Иди в хор народной песни. Ты ведь всегда этого хотел». Или: «Перестань делать то, что для тебя неестественно. Ты ведь так любишь готовить. Готовь и угощай».

Верность ради верности так же неверна, как искусство ради искусства. Когда семейная жизнь на протяжении долгих лет тянется по принципу «я верно несу свои обязанности, а ты – свои», это не семейная жизнь, а добрососедская. Заметил по 16-летнему опыту семейной жизни, что расцвет отношений происходит только тогда, когда каждый супруг имеет свободу «обнаружить самого себя» и быть самим собой. Когда другой его не подавляет. 

Парадоксально, но единства в семье быть не может, если один человек подавляет личность другого. Казалось бы, если подавить одного, то останется только одна личность – вот вам и единство, мир, согласие.

Но это не «Божье» согласие. Как в Троице единство лиц происходит без подавления их различий, так и в семье недопустимо подавление различий. Парадокс в том, что чем более мы разные, тем более мы едины. Но это единство живое, в отличие от «единства» вынужденного. Искра отношений вспыхивает лишь тогда, когда каждый может свободно быть самим собой. Именно тогда отношения становятся непредсказуемо удивительными, интересными и полными жизни. Троица – универсальный образец истинной верности.

Лица в Троице верны друг другу, но каждая личность нерастворима в другой. Каждая личность акцентирует и выделяет другую. Принцип «нерастворимого и неуничтожимого Лица» - основной принцип мироздания. В каждом из нас есть лицо, личность, сотворенная Богом, которая таит в себе «образ и подобие». Когда эта личность задавливается или не проявляется, жизнь Божья тоже не проявляется. Она может явиться только через лицо, через личность, когда та проявляется в полной мере.

 «Слава Божья – по-настоящему живой человек», - говорил Ириней Лионский. Наша цель – не быть верным ради верности, а быть живым. Что делает тебя живым? Отчего тебе становится легко и радостно? Отчего глаза загораются? Скорее всего, Бог сотворил тебя именно для этого.

На этом пути будут трудности – много трудностей. Но будь верен себе и Богу. «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому».

Комментариев нет:

Отправить комментарий