четверг, 7 мая 2015 г.

Единое человечество

Мы всегда пытаемся разделить человечество на две половины по какому-то признаку. Эти имеют образование, те - нет. Эти - люди доброй воли, те - злой. Эти - богатые, те - бедные. Эти психически здоровые, те - травмированные. Эти - широко мыслящие, те - зашоренные. Эти верующие, те - нет.

Как бы мы ни делили человечество с целью объяснения его проблем, ни одно из делений не позволяет реально определить, в чем же проблема. Образование проблем не решает. Люди доброй воли ради светлого будущего готовы вырезать полчеловечества. Благосостояние не никого от зла не спасает, скорее, наоборот. Ганди как-то сказал: "Я бы давно был христианином, если бы не одна проблема - христиане".

Как правильно делить людей? Правильно - в смысле так, чтобы это что-то прояснило.

Мне кажется, правильное деление напрямую связано с тем, как Бог действует с Израилем на протяжении его истории. Израиль стал рабом - за 400 лет в Египте. Рабство это было прежде всего внутренним. Бог посылает Моисея, чтобы он вывел народ Его из рабства. Бог совершает исход мышцею высокой, однако народ, будучи выведен из дома рабства, остается рабами внутренне. Они сознательно ищут упования на зримое, ощутимое, осязаемое, предсказуемое, символ чему - золотой телец.

Бог не сдается. Его цель - превратить рабов в сынов. Разница между рабом и сыном в том, что сын пребывает в доме отца, раб - нет. Чтобы "вывести" Египет из Израиля нужно гораздо больше усилий, чем на вывод Израиля из Египта. Бог освободил Израиль от внешнего рабства, но рабство внутреннее еще не преодолено.

Чтобы его преодолеть, Богу нужно научить рабов отношениям с Собой. Только имеющий отношения с Отцом является сыном. Только доверяющий Отцу свободен по-настоящему. Чтобы это сделать, Бог действует через разных людей в истории Израиля, вступая с ними в отношения. Но процесс идет крайне странно. Можно сказать, что это прогресс на фоне общего регресса. Израиль в целом становится все более языческим, отходит от Бога, но отдельные люди становятся сынами, узнавая, что такое доверие, отношения с Отцом.

В Новом Завете дело обстоит, по сути, так же. Бог делит людей на рабов и на свободных. Иисус говорит фарисеям, что они рабы греха, те отвечают, что они никогда не были ничьими рабами. Но кто делает грех, тот раб греха. Цель Бог остается такой же - сделать из рабов сынов.

Раб - не тот, кому не хватает образования, информированности, благосостояния, религии и т.п. Раб, по логике Божьей, это тот, кто уповает в этой жизни на предсказуемое, осязаемое, видимое, а не на непредсказуемого, неосязаемого, невидимого Отца.

Освобождение - в прозрении, как в случае слуги Елисея и в 2 Кор. 3. Люди делятся на прозревших и непрозревших. Видящих невидимое и слепых к невидимому.

Но интересно то, что Христос пришел, чтобы "создать из двух одного", единого человека. В Нем разделение устраняется. Язычники (рабы видимого) приближены к Богу, так же как Израиль. Единственная надежда на преодоление дихотомии между рабом и свободным - Христос, в котором язычник (слепой, по внутренней сути) может обрести свободу от упования на видимое и научиться доверять Невидимому.

Христос стирает четкую границу между рабами и свободными, которая так видна в мире невооруженным глазом. Раб может перестать быть рабом, когда посмотрит на Него, как на медного змия в пустыне. Переведя взгляд от земли, где кишат ядовитые змеи, на Того, кто стал Змеем исцеляющим, человек освобождается от яда страха, который и делает его рабом. Здесь - тайна перехода из одного "лагеря" в другой. Тайна обращения. Тайна освобождения. Тайна единого человечества.


 










Комментариев нет:

Отправить комментарий